usolt (usolt) wrote,
usolt
usolt

С днем московского таксиста и немного истории



В эти выходные Москва будет отмечать день московского такси, в частности, завтра , 21 марта, все желающие смогут посетить праздник такси у главного входа ВДНХ, начало праздника в 12:00.

Если в советское время любили повторять за героями «Бриллиантовой руки»: «Наши люди в булочную на такси не ездят», то сейчас ситуация в корне изменилась, сейчас некоторые даже до метро на такси ездят.

Еще два года назад мы с удивлением наблюдали, что московские власти решили наконец менять облик и стиль работы московского такси (см. наш старый пост по этой ссылке), в 2012 году было решено, что все московские такси должны стать желтыми, легальными и более доступными. Конечно, «бомбилы» все-таки пока что еще весьма активны, но по по ценовой политике официальное такси сейчас становится всё более популярным. Представители мелких таксомоторных компаний и частники по-прежнему завышают цены и пользуются незнанием города приезжими (мать одного моего минского товарища вообще однажды везли полчаса с Ленинградского вокзала на Казанский), я же всегда рекомендую пользоваться только официальным такси, там все же вероятность такой ситуации сводится к минимуму.
Если сейчас жизнь отечественного таксопарка более-менее стабильна, то история отечественных таксомоторов была непростой и очень запутанной.






Так уж исторически сложилось, что отмечают этот день 22 марта. Именно в этот день в 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками. Хотя, история такси началась намного раньше – в 1896-м году по улицам немецкого города Штутгарта начали курсировать машины «Автомобильно-извозного предприятия».



Российская Империя в ту пору старалась не отставать от европейских соседей по части технических инноваций, но первые отечественные таксомоторы приступили к работе лишь 10 лет спустя. И, что интересно, первое российское такси появилось не в Москве, не в Санкт-Петербурге и даже не в Киеве, а в Верном – столице тогдашней Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. Его владельцем стал коммерсант Бабахан Нурмухаммедбаев, который в 1906 году привёз в Верный автомобиль марки «Berliet», собранный на московском сборочном заводе кузовов «Братья Крыловы».



Вместе с тем, доподлинно известно, что в том же 1906 году в Петербурге был зарегистрирован первый владелец автомобиля, оборудованного счетчиком-таксометром, готовый перевозить господ за определенную плату. В любом случае, уже к концу первого десятилетия ХХ века российский таксопарк начал медленно, но верно расширяться.



В 1913 году Санкт-Петербург уже располагал 328 такси, тогда как Москва — 217. Во время Первой мировой войны таксомоторное движение не прекращалось, хотя мобилизация автомобильного парка для нужд армии значительно сократила количество такси в городах России. Но даже после Октябрьской революции таксомоторы работали в Москве и Питере до середины 1918 года.



Основу российского дореволюционного таксопарка составляли французские машины Charron (87 единиц) и немецкие Opel (51 единица); много было такси Panhard-Levassor (Франция), Adler, NAG, Gaggenau, Stoewer (Германия), а также Rossel-Peugeot, Berliet (Франция), Laurin-Klement (Австрия). А вот из 70-ти зарегистрированных для таксопарка «Руссо-Балтов» не использовался ни один – слишком кощунственной тогда казалась мысль использовать флагман российского автопрома для перевозок подвыпивших мещан.



Однако постановлением Петроградской Трудовой Коммуны от 6 июня 1918 года таксомоторы у частных владельцев были конфискованы (неудивительно при общей тенденции к «коллективизации») и переданы на обслуживание аппарата этой самой Коммуны. Подобная участь, к сожалению, постигла и московские таксомоторы.



Возрожден теперь уже советский автопарк был в разгар НЭПа – в 1925-м году. Поскольку своего автопрома в СССР еще, по сути, не было (не считая малогабаритных грузовиков АМО), в Москву прибыло 120 автомобилей марки «Renault». Окрашены первые советские такси были в черный цвет, за что и получили в народе прозвище «Браунинги».



Первые пятнадцать Renault-KG выехали из ворот гаража в Орликовом переулке 25 июня 1925 и заняли своё исходное рабочее положение на площади трёх вокзалов. Однако использование в Стране Советов импортных таксомоторов противоречило государственной идеологии, да и к началу 1930-х советский автопром худо-бедно начал показывать первые результаты жизнедеятельности.



Первые таксомоторы советского производства появились в 1933 году, когда Горьковский автозавод наладил производство ГАЗ-А. От обычных ГАЗов их отличал лишь таксометр, установленный снаружи кузова. В Москве в небольших количествах работали также ГАЗ-А «Аремкуз».



Вскоре, однако, «русифицированный форд» морально и технически устарел, и на смену ему пришла более современная «Эмка» - «Газ М-1».



Кроме того, с 1936 года на службу в таксопарк поступили и представительские автомобили ЗиС-101 (такой же был у И. В. Сталина), но использовали их, в основном, как маршрутки.



Маршрут их пролегал по Садовому кольцу, а проезд в них стоил рубль (для сравнения – в тот период проезд в метро и в автобусе стоил 50 копеек, проезд в троллейбусе – 40, а проезд в трамвае – 30 копеек).



В отличие от «эмок», мобилизованных в Красную Армию, ЗиСы прослужили в Москве всю войну.



После Великой Отечественной войны жизнь страны постепенно восстанавливалась. Появлялось всё больше практичных решений – так, например, возникла идея использовать в качестве такси малолитражные автомобили, которые расходовали меньше топлива и требовали меньше ухода. В конце сороковых годов один из таксомоторных парков Ленинграда был укомплектован немецкими малолитражками DKW, а в пятидесятые годы таксопарки нескольких городов Советского Союза использовали «Москвичи».
Однако опыт эксплуатации показал, что малолитражкам не по силам долгая работа в качестве такси — суточный пробег около 300 км по самым разным дорогам очень быстро приводит к значительному износу машин.



«Естественный отбор» прошел в пользу машин среднего класса, и победа в номинации «национального таксомотора» досталась «Победе» - первой послевоенной гордости Горьковского автозавода.



«Победа» же стала и первым отечественным таксомотором, получившим специальную окраску. По борту были нанесены белые квадраты, в народе называемые «шашечками». Ранние машины были двухцветными — бежевый верх и с тёмно-синий низ.



Вскоре «Победу» подвинула «Волга» (Газ-21), которая оказалась долгожителем в советском таксопарке – 21-е «Волгари» активно эксплуатировались вплоть до начала 1970-х годов.



В 1961 году окраска такси изменилась. «Шашечки» стали наносить лишь на передние двери, а между ними располагалась большая буква «Т» в круге.



В начале 1970-х в роль национального таксомотора перешла к «Волге» нового поколения - ГАЗ-24-01. В такси работали также универсалы ГАЗ-24-04, в которых сзади размещался дополнительный ряд сидений, вследствие чего в салон помещалось семеро пассажиров. С апреля 1977 года в два раза была увеличена плата за проезд в такси, не изменявшаяся до этого аж с 1948 года. Такая официальная такса просуществовала до апреля 1991 года, когда плата за проезд стала взиматься на договорной основе.



В начале 1990-х годов государственные таксомоторы ушли в небытие, а таксопарки обзавелись в основном маршрутками. Ну и, разумеется, стали процветать частные извозчики, в народе более известные как «бомбилы». «Народными авто» у «бомбил» того времени, как правило, были «копейки» и «шестерки».



В середине 1990-х годов, однако, ситуация немного изменилась - в Москве стали появляться таксомоторные компании, оснащённые «Волгами-31029».



В последние годы ситуация с отечественным таксопарком существенно изменилась, впрочем, об этом уже говорилось, да и чего рассказывать о том, что мы сами сегодня видим.



С Днем Рождения, такси!


Tags: Москва, история
Subscribe
promo usolt february 10, 2014 17:04 3
Buy for 300 tokens
​***реклама в этом блоге*** Периодически вопрос возникает, поэтому публикую пост, на который буду периодически ссылаться. Информацию о социальном капитале и рейтинге можно увидеть в профиле, кроме того, ссылка на пост всегда дается в моем твиттере. Я никогда не пользовался накрутками,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments