usolt (usolt) wrote,
usolt
usolt

И снова я о Булгакове

Последнее время усиленно занимаюсь булгаковской темой и, в частности, темой романа «Мастер и Маргарита». Хотелось бы поделиться своим мнением. Надеюсь, кому-то оно покажется небезынтересным.

Начнем с того, что все герои, представляемые школой и большинством критиков, как положительные (Бездомный, Мастер, Маргарита, Иешуа), на мой взгляд, таковыми отнюдь не являются.

Начнем по порядку:


Иванушка Бездомный (Иван Николаевич Понырев)

Кого мы видим вначале? Обыкновенного советского псевдопоэта из категории «взвейтесь-развейтесь». Псевдоним себе выбрал «модный», своевременный, вспомним хотя бы того же Бедного (настоящая фамилия Придворов, возможно, стал прототипом Иванушки). На момент встречи с Воландом ему 23 года, он ничего не понимает в истории и философии. Все рассказываемое Берлиозом воспринимает как откровение. В общем, достойный представитель молодого советского поколения.
После встречи с Воландом и трагической смерти Берлиоза Иванушка на некоторое время уверовал (хотя по прежнему не понимает, кто на самом деле Воланд, он просто ловит шпиона). Булгаков рос в семье священника, все его друзья и жены утверждали, что он был верующим человеком (особенно когда болел, как утверждала его первая жена =)), поэтому просветление Иванушки, обращение его к вере несет положительный оттенок. НО! Иванушка попадает в психбольницу…
И кого же мы видим в эпилоге, спустя десять лет? Советского интеллигента, интеллектуала и профессора института истории и философии, который каждый год приходит на Патриаршие в день праздничного полнолуния. Вроде бы все хорошо, смущает только одна фраза: «Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился». Воистину чудеса советской психиатрии! Вылечить можно кого угодно! Также смущает уж слишком быстрая до головокружительности карьера «Бездомного». В 23 года – невежественный поэт-горлопан, а в тридцать с лишним уже профессор истории и философии (!). Даже отбросив дьявольский промысел, можно с полной уверенностью сказать, что карьеру он сделал как раз таки не благодаря своему временному просветлению, а вопреки ему. Напомню, что дело происходит в 1930-е годы. Еще не было войны, к церкви относились не просто с неприязнью, ее изживали и изгоняли отовсюду. Новой религией стали марксизм и материализм. Да! Были в нашей стране в то время молодые командармы, профессора и руководители. Да только выбились они только благодаря правильному и фанатичному продвижению «линии партии» и государственной идеологии, наряду с пропагандой новых, «прогрессивных» взглядов. Булгаков это все отлично знал и относился к таким личностям, мягко говоря, с неприязнью.

Сложив все вместе получаем далеко нелицеприятный образ нового Иванушки.
Был необразованный самопровозглашенный поэт, быстро настроившийся на новую волну (не без участия Берлиоза). Встретил сам сразу не понял кого, но ненадолго на него нашло озарение (отсюда «Раздвоение Ивана»), но быстро излечился, снова настроился на нужную волну (только стихи перестал писать… хотя, наверное, уж лучше б стихи писал) и немало преуспел, получив от государства все причитающиеся блага.

Только вот что-то невыносимо мучит его в ночь праздничного полнолуния каждый год…


Мастер

Совпадение или нет, но «Явление героя» именно 13 глава. Если рассматривать роман с точки зрения религии (а вне ее контекста рассматривать роман невозможно), то Мастер есть не кто иной, как лжепророк, написавший «Евангелие от сатаны». В страну, где религию выжигали каленым железом, а старые рукописи уже давно сгорели (да-да! Рукописи еще как горят! Не будем забывать, что растиражированная фраза «Рукописи не горят» Булгаков вкладывает в уста сатаны), прибывает дьявол. Что же он видит? Атеизм! Однако же атеизм, как государственная идеология, неприемлем для дьявола, ибо отрицая существование Бога, отрицается и существование его апологета в лице сатаны. Тогда вместо Евангелия церковного Воланд придумывает свое евангелие (вспомним разговор с Берлиозом и «евангелие от меня»), безвольный и безымянный Мастер выступает лишь медиумом в этом деле и еще удивляется, как это он так хорошо все угадал. Вспомним также и «случайно» выигранную крупную сумму денег, позволившую Мастеру уйти от дел и спокойно заняться романом. Выигрышную облигацию он находит в грязном белье. Опять же, случайно ли? Да и сам рассказ о Понтии Пилате и Иешуа мы изначально слышим от Воланда, и только потом узнаем, что об этом и точно также написал Мастер. Однако свою рукопись Мастер сжег… Осталась лишь рукопись, полученная непосредственно из рук сатаны и им же одобренная.
Мастер вообще производит странное впечатление крайне апатичного, безвольного и бесхарактерного человека, словно кусок глины податливого любой железной руке. Покой – вот к чему он стремится, свет или тьма – все равно, главное покой.


Маргарита

Не будем обсуждать моральный облик. Как говорится, пусть первый бросит камень, кто не без греха. Смущает ее постоянное и четкое «Я», в смысле она, в частности, не просит за других. Даже, по ее словам, Фриду она избавляет от наказания только потому, что имела неосторожность дать ей надежду, просто для очищения совести, чтоб потом самой не мучиться. С Мастером то же самое: она просит не за него, она говорит: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера». В этом же эпизоде звучит еще одна растиражированная фраза и опять же из уст сатаны: «…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!» Повторюсь: это говорит сатана! Призыв к греху гордыни, по-моему явно проступает здесь. К тому же, данная фраза (не зря мы слышим ее именно от Воланда) – это прямое противоречие словам Нагорной проповеди: «Просите и дастся вам». Правда, конечно, ее отчасти оправдывает любовь к Мастеру. Но у меня лично создалось впечатление, что Мастер в ее руках как кукла, а она его холит и лепит по своему усмотрению. Если внимательно посмотреть по тексту, то сам Булгаков вряд ли симпатизирует Маргарите. Она у него то скалится, то ржет, то лицо у нее судорогой искажается, блеск у нее в глазах ведьмовской. Да и вообще подобное благоговение Маргариты перед дьяволом, вряд ли импонирует Булгакову.


Иешуа

Что сразу удивляет на Патриарших: разговор идет об Иисусе, «Иисус существовал», но потом Воланд рассказывает о каком-то Иешуа. В чем смысл такой замены? Хорошо, Иисус существовал, но существовал ли Иешуа? Предположу, что Иешуа конечно же не Антихрист и не Лжепророк, но, в любом случае, он является порождением сатаны. И неважно, существовал он или нет. Важно то, что Воланд создает новый образ, взамен Христа. Образ забитого бродячего юродивого. Добренького до наивности и по сути жалкого со всеми его «не бей меня» и «все люди добрые». Что-то не очень-то видна эта всеобщая доброта из романа Булгакова: даже вроде безобидные персонажи делают кому-нибудь плохо, не говоря уже о всяческих управдомах и чиновниках. Иешуа есть некая пародия на Христа, направленная высмеивание последнего. Распяли Иешуа и, опять же согласно Воланду, никто этого не заметил. Не было толпы, кричавшей «Распни», не было никакого хуления. Народ был занят подготовкой к Пасхе, и не более того. Пилат, как ему и положено, умыл руки, а казнил Иешуа Синедрион (под общее ликование антисемитов =)).Чистая борьба за власть и расправа с сумасшедшим диссидентом (тогда еще не было лечебной психиатрии).

В результате имеем, что Маргарита, Мастер и Иешуа – просто марионетки в руках Воланда, в его борьбе со Светом, а Бездомный – простой земной хулитель, только уже образованный.


ПС кто дочитает, тому огромный респект =)
Subscribe
promo usolt february 10, 2014 17:04 3
Buy for 300 tokens
​***реклама в этом блоге*** Периодически вопрос возникает, поэтому публикую пост, на который буду периодически ссылаться. Информацию о социальном капитале и рейтинге можно увидеть в профиле, кроме того, ссылка на пост всегда дается в моем твиттере. Я никогда не пользовался накрутками,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments