usolt (usolt) wrote,
usolt
usolt

Булгаковский Киев



В Киеве на Андреевском спуске располагается совершенно замечательный музей Михаила Булгакова, он же дом Турбиных.

Дом, где Булгаков провел большую часть своих юности и детства с семьей, сейчас представляет из себя довольно интересный даже не музей, а арт-объект. Ответственно заявляю, по организации экспозиции киевский музей стоит на голову выше обоих московских музеев (см. фото под катом). Посетить его однозначно стоит не только большим любителям и почитателям писателя, но и просто людям, знакомым с романом "Белая гвардия" и творчеством Булгакова вообще.
Теперь немного "дегтя в бочку меда": работает музей престранно, а именно по записи(!). При этом сам музей открыт, при входе сидит страшный типаж а-ля "тетенька музейная бальзаковского возраста, ответственный работник искусства". Мы прибыв в Киев в понедельник смогли записаться только на четверг, ибо и них там, видимо, какие-то лимиты посещения. При этом несколько разражает более чем активное "впаривание" различных, не спорю, очень хороших книг и буклетов по немаленьким ценам.
НО, тем не менее, экскурсия очень интересная. Однако у меня до сих пор сложилось стойкое впечатление, что в свое время музей создавался увлеченными людьми и настоящими художниками, которые в силу своей художетсвенности и свойственного раздолбайства, один раз создав больше ничем не занимаются, зато их дело хранят и "продолжают" истинные "работники культуры".
НО опять же повторюсь, музей ОЧЕНЬ интересный и посетить его однозначно СТОИТ.

 
Андреевский спуск в после дождя, со всей своей брусчаткой, крутизной и обилием туристов улица как ни странно проезжая.








Главная тема музея: черное и белое.



В этой щели Николка Турбин прятал в висящей на шпагате коробке из под карамели най-турсов кольт и браунинг Алексея Турбина


Дело было вот в чем: прятать так прятать!.. Не все же такие идиоты, как
Василиса. Как спрятать, Николка сообразил еще днем. Стена дома N_13
подходила к стене соседнего 11-го номера почти вплотную - оставалось не
более аршина расстояния. Из дома N_13 в этой стене было только три окна -
одно из Николкиной угловой, два из соседней книжной, совершенно ненужные
(все равно темно), и внизу маленькое подслеповатое оконце, забранное
решеткой, из кладовки Василисы, а стена соседнего N_11 совершенно глухая.
Представьте себе великолепное ущелье в аршин, темное и невидное даже с
улицы, и не доступное со двора ни для кого, кроме разве случайных
мальчишек. Вот как раз и будучи мальчишкой, Николка, играя в разбойников,
лазил в него, спотыкаясь на грудах кирпичей, и отлично запомнил, что по
стене тринадцатого номера тянется вверх до самой крыши ряд костылей.
Вероятно раньше, когда 11-го номера еще не существовало, на этих костылях
держалась пожарная лестница, а потом ее убрали. Костыли же остались.
Высунув сегодня вечером руку в форточку, Николка и двух секунд не шарил, а
сразу нащупал костыль.




Прихожая Булгаковых-Турбиных на втором этаже


Та самая гостиная, подсвеченная синим светом (окна каждой комнаты оклеены пленкой, что хорошо видно на фото с улицы)


В двух разных концах комнаты важно стоят против друг друга два черных фортепиано


Концепция всей квартиры подразумевает смешение реального и литературного мира. Так реальные вещи, принадлежавшие семье Булгаковых лежат в неизменном виде на своих местах. А вещи Турбиных, мир вымышленный окрашены белым.










Следующая комната - желтая комната Елены и Тальберга


Неожиданно открывается шкаф и через него, пронзая стену, мы попадаем...


В комнату молодого Булгакова-студента


Здесь через форточку Николка спускал на веревочке ту самую коробку с револьверами


Зеленая лампа была в свое время привезена из Москвы, именно с этой лампой Булгаков начинал свою литературную деятельность в Москве, еще в той самой "нехорошей" квартире № 50




Общий вид комнаты


Следующая комната с окном, глядящим в стену дома № 11 по Андреевскому спуску (в романе Алексеевский спуск)








Библия семьи Булгаковых


Столовая с тем самым камином






Замечательная печь на своей ослепительной поверхности несла следующие
исторические записи и рисунки, сделанные в разное время восемнадцатого
года рукою Николки тушью и полные самого глубокого смысла и значения:

"Если тебе скажут, что союзники спешат к нам на выручку, - не верь.
Союзники - сволочи.

Он сочувствует большевикам."

Рисунок: рожа Момуса.
Подпись:

"Улан Леонид Юрьевич".

"Слухи грозные, ужасные,
Наступают банды красные!"

Рисунок красками: голова с отвисшими усами, в папахе с синим хвостом.
Подпись:

"Бей Петлюру!"

Руками Елены и нежных и старинных турбинских друзей детства -
Мышлаевского, Карася, Шервинского - красками, тушью, чернилами, вишневым
соком записано:

"Елена Васильевна любит нас сильно,
Кому - на, а кому - не."

"Леночка, я взял билет на Аиду.
Бельэтаж N 8, правая сторона."

"1918 года, мая 12 дня я влюбился."

"Вы толстый и некрасивый."

"После таких слов я застрелюсь."

(Нарисован весьма похожий браунинг.)

"Да здравствует Россия!
Да здравствует самодержавие!"

"Июнь. Баркаролла."

"Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина."

Печатными буквами, рукою Николки:

"Я таки приказываю посторонних вещей на печке не писать под угрозой
расстрела всякого товарища с лишением прав. Комиссар Подольского райкома.
Дамский, мужской и женский портной Абрам Пружинер,
1918 года, 30-го января."


Вот, собственно, и вся квартира.

Subscribe
promo usolt february 10, 2014 17:04 3
Buy for 300 tokens
​***реклама в этом блоге*** Периодически вопрос возникает, поэтому публикую пост, на который буду периодически ссылаться. Информацию о социальном капитале и рейтинге можно увидеть в профиле, кроме того, ссылка на пост всегда дается в моем твиттере. Я никогда не пользовался накрутками,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments